Профессиональная идентичность учителей городских школ Юга России

  • Людмила Владиславовна Клименко Южный федеральный университет IucI@yandex.ru
  • Оксана Юрьевна Посухова Южный федеральный университет belloks@yandex.ru
  • Юлия Константиновна Агрызкова Южный федеральный университет koIecnikova_uk@rostobr.ru
Выражение признательности
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда. Грант № 16-18-10306
Для цитирования
Клименко Л. В., Посухова О. Ю., Агрызкова Ю. К. Профессиональная идентичность учителей городских школ Юга России. — Социологическая наука и социальная практика, 2017. Т. 5. № 3. С. 72-87. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.3.5356

Аннотация

В статье анализируются возрастные особенности профессиональной идентичности школьных учителей Ростова-на-Дону средних по численности населения городов Ростовской области. На материалах опроса 1018 педагогов показано, что учителя достаточно критично оценивают престижность своей профессии в российском обществе. Свое материальное и со­циальное самочувствие они оценивают скорее как удовлетворительное. Большинство опро­шенных педагогов подвергаются прекариатизации, когда фиксируется увеличение за последние годы всех видов трудовой нагрузки (составление отчетности, работа по подготовке и проведению уроков в условиях внедрения новых стандартов, форм и методов обучения, внеурочная занятость, индивидуальная работа с обучающимися). В этих условиях профессиональная идентичность педагогов ослабляется и уступает по степени значимости примордиальным (семья, возрастные группы) и мировоззренческим общностям. Особенно это заметно среди молодых учителей крупного города и педагогов старшего возраста в средних по численности городах.
Ключевые слова:
учителя, профессиональная идентичность, городские школы, прекариатизация, возрастная специфика, социальное самочувствие

Биографии авторов

Людмила Владиславовна Клименко, Южный федеральный университет
Доктор социологических наук, доцент
Оксана Юрьевна Посухова, Южный федеральный университет
кандидат социологических наук, доцент
Юлия Константиновна Агрызкова, Южный федеральный университет
аспирант

Литература

Вольчик В. В., Посухова О. Ю. Прекариат и профессиональная идентичность в контексте институциональных изменений // TERRA ECONOMICUS. 2016. Т. 14. № 2. С. 159-173.



Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013—2020 годы». Распоряжение Правительства РФ от 2 ноября 2012 г. № 2148-р [Электронный ресурс] // Гарант: [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/70265348/ (дата обращения: 20.06.2017).



Данилова Е. Н. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологический журнал. 2000. № 3-4. С. 76-86.



Клименко Л. В., Посухова О. Ю. Гендерные аспекты прекариатизации труда в российском обществе // Женщина в российском обществе. 2017. №1. С. 29-40.



Кулагина Е. В., Елисеева М. А. Ресурсы педагогических работников школ на этапе модернизации образования: опыт Москвы, России и развитых стран // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 111-121.



Открытые данные. 2017. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации: [веб-сайт]. URL: М1р://открытые-данные минобрнауки. рф/рреп4а1а/7710539135-83пкА (дата обращения: 22.02.2017).



Профессия «учитель»: вчера и сегодня [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Пресс-выпуск 2016. № 3185: [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115829 (дата обращения: 21.02.2017).



Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / М. К. Горшков [и др.]; отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов; Институт социологии РАН. М.: Весь Мир, 2015. 432 с.



Тихонова Н. Е., Мареева С. В. Средний класс: теория и реальность / Н. Е. Тихонова, С. В. Мареева. М.: Альфа-М, 2009. 320 с.



Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1993. № 3-4. С. 167-174.



Klimenko L. V., Posukhova O. Y Signs and Scope of Precarization of Labor Relations in Modem Russia // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 18. P. 11061-11072.



Labour Market and Precarity of Employment: Theoretical Reflections and Empirical Data from Hungary and Russia / Ed. by Bobkov V., Csoba J., Herrmann P. Bremen: Wiener Verlag fuer Sozialforschung, 2014.



Pinskaia M. A., Kosaretskii S. G., Iiastrebov G. A., Grunicheva I. G. Access to Education. An Assessment of the Situation in Russia // Russian Education and Society. 2014. Vol. 56. No. 11. P. 14-24.



Posukhova O. Y., Nor-Arevyan O. A., Klimenko L. V. The Crisis of Professional Identity in Russian Society // Man In India. 2016. Vol. 96. Issue 10. P. 3761-3770.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Клименко, Л. В., Посухова, О. Ю. и Агрызкова, Ю. К. (2017) ’Профессиональная идентичность учителей городских школ Юга России’, Социологическая наука и социальная практика, 5(3), сс. 72-87. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.3.5356.