Ребёнок в триаде отношений «школа-ученик-семья» в период освоения дистанционного обучения

Научная статья
  • Альбина Ахметовна Бесчасная Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия aabes@inbox.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9432-043X
    elibrary Author_id 497213
    ResearchID AAI-3680-2021
Выражение признательности
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 20-013-00899 «Родители как субъекты образовательной политики школы»
Для цитирования
Бесчасная А. А. Ребёнок в триаде отношений «школа-ученик-семья» в период освоения дистанционного обучения. — Социологическая наука и социальная практика, 2021. Т. 9. № 1. С. 74-94. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7880

Аннотация

Весной 2020 г. ВОЗ была объявлена коронавирусная пандемия, которая изменила привычный ход событий во всём мире. Многие обыденные дела потребовали значительных дополнительных усилий и ресурсов. Дистанционные образовательные технологии приобрели безальтернативный и тотальный характер, что вызвало необходимость их спешного освоения всеми участниками образовательного процесса. Возрастные особенности детей привели к расширению круга непосредственных участников школьного обучения, вовлекая во взаимодействие родителей. Этот период освоения школьной программы детьми и их родителями стал запоминающимся для всех субъектов нового виртуального образовательного пространства. Учителям, родителям, детям пришлось срочно пробовать себя в новом качестве и пополнять содержание социальной роли новыми «компетенциями». С целью выявления характеристик отношений «школа–ученик–семья», сложившихся в период массового и ускоренного перевода школьного обучения в дистанционный формат и определения места и роли ребёнка в этой системе отношений и специфичной ситуации, было проведено социологическое исследование. Оно состояло из сочетания количественного и качественного подходов – контент-анализа и дискурс-анализа. В качестве источника информации взяты текстовые сообщения пользователей социальной сети «Instagram», высказывавшихся по проблеме освоения дистанционных образовательных технологий в начальный период пандемии. Проведённое исследование показало, что в триаде отношений «школа–ученик–семья» ребёнок, в силу возрастной психофизиологической незрелости и недостаточной технической грамотности в применении дистанционных образовательных технологий, приобретает второстепенную роль «ведомого». Барьеры в приобретении новых знаний, возникшие вместе с внедрением в школьное обучение дистанционных технологий, актуализировали информационно-знаниевый фактор (знания, умения, компетенции), усиление которого стирает границы между детским и взрослым миром, а недостаток – обосабливает детство от взрослых.
Ключевые слова:
ребёнок, дети, школа, семья, ученик, дистанционное обучение, контент-анализ, дискурс-анализ

Биография автора

Альбина Ахметовна Бесчасная, Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС, Санкт-Петербург, Россия
доктор социологических наук, доцент, профессор

Литература

1. Воронкова О. А. Дискурс-анализ : риторические и метариторические приёмы коммуникации // Социология : методология, методы, математическое моделирование (4М). 2007. № 25. С. 48–69.

2. Дембицкий С. С. Теоретическая валидизация в социологическом исследовании. Методология и методы. М. : ЛЕНАНД, 2016. 200 с.

3. Кон И. С. Ребёнок и общество. М. : Академия, 2003. 336 с.

4. Методология и методы социологического исследования : учебник / В. В. Васильева [и др.] ;под ред. В. И. Дудиной, Е. Э. Смирновой. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2014. 388 с.

5. Оценка качества опроса в сложных реалиях сегодняшнего дня. Социальные медиа в исследовании общественного мнения: отчет рабочей группы AAPOR о новых технологиях в исследовании общественного мнения / Американская ассоциация исследователей общественного мнения ; пер с англ. В. А. Силаева, О. А. Оберемко. М. : ВЦИОМ, 2017. 78 с.

6. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания / Под ред. А. Я. Варги. М. : ОГИ, 2006. 640 с.
Статья

Поступила: 28.07.2020

Опубликована: 28.03.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Бесчасная, А. А. (2021) ’Ребёнок в триаде отношений «школа-ученик-семья» в период освоения дистанционного обучения’, Социологическая наука и социальная практика, 9(1), сс. 74-94. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7880.