К вопросу о культурной памяти и идентичности в трудах Я. Ассмана

Научная статья
  • Гульнара Михайловна Алёкминская Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия alekminskaia.gm@dvfu.ru
    Elibrary Author_id 770997
Для цитирования
Алёкминская Г. М. К вопросу о культурной памяти и идентичности в трудах Я. Ассмана. — Социологическая наука и социальная практика, 2022. Т. 10. № 3. С. 148-158. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.3.9202

Аннотация

В данной статье рассмотрены взгляды Я. Ассмана на сущность культурной памяти и формирующейся на её основе идентичности. Идентичность можно рассматривать как результат рефлексии над неосознанным представлением о себе. Я. Ассманом была установлена связь между личной и коллективной идентичностью. Индивидуальное сознание можно определить как социогенное, не только потому, что оно возникает в процессе социализации, но и потому, что именно оно создаёт общность и является носителем коллективного представления о себе. Я. Ассман выделяет различие между индивидуальной и личной идентичностью. Оба аспекта я-идентичности социогенны и культурно детерминированы, возникают в сознании, формируемом языком, ценностями и нормами той или иной культуры. Идентичность представляет собой продукт социального конструирования и потому всегда выступает как культурная идентичность. Отличие коллективной идентичности от личной в том, что вторая носит символический характер. Коллективные идентичности относятся к области социального воображения. Коллективная идентичность также существует лишь в той мере, в какой её признают своей индивиды. В целях своего самоопределения общества нуждаются в прошлом. Осознание и признание принадлежности к определённой культуре представляют собой культурную идентичность. Личная идентичность достигается через коммуникацию и взаимодействие с другими людьми, через проживание с ними в общем символическом мире смысла. Культура становится второй природой человека, человек приспосабливается к символическому миру смыслов. Культура создаёт пространство, пригодное для существования человека и выступающее обязательным условием складывания личной и индивидуальной идентичности. Смысловые горизонты, разделяемые людьми, становятся символическим выражением мы-идентичности. Важное значение имеет речь и общая система символов – основные средства образования групп. Комплекс передаваемой в символах общности является культурной формацией – тем, посредством чего создаётся и сохраняется в смене поколений коллективная идентичность. Чувство общности порождается циркуляцией общего смысла.
Ключевые слова:
культурная память, идентичность, индивидуальная идентичность, коллективная идентичность, культурная идентичность, культура, символ

Биография автора

Гульнара Михайловна Алёкминская, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
кандидат исторических наук, доцент

Литература

1. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. М. : Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
Статья

Поступила: 06.04.2022

Опубликована: 16.09.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Алёкминская, Г. М. (2022) ’К вопросу о культурной памяти и идентичности в трудах Я. Ассмана’, Социологическая наука и социальная практика, 10(3), сс. 148-158. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.3.9202.
Раздел
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ