Противоречия развития научно-педагогического сообщества как проблема зарубежных и отечественных исследований

Научная статья
  • Гарольд Ефимович Зборовский Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия garoldzborovsky@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8153-0561
    elibrary Author_id 137655
    ResearchID E-6142-2014
  • Полина Анатольевна Амбарова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия borges75@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0003-3613-4003
    elibrary Author_id 259120
    ResearchID R-6839-2016
Выражение признательности
исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00028, https://rscf.ru/project/23-28-00028/
Для цитирования
Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Противоречия развития научно-педагогического сообщества как проблема зарубежных и отечественных исследований. — Социологическая наука и социальная практика, 2023. Т. 11. № 1. С. 8-25. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.1

Аннотация

Предметом социологического анализа в статье является один из важных ресурсов современного высшего образования – научно-педагогическое сообщество (НПС), рассматриваемое авторами в качестве ключевой социальной общности университетов (наряду со студентами и управленческими работниками). В фокусе внимания – две основные ипостаси НПС, от качества которых зависит место вуза в отечественных и международных рейтингах высшей школы. Это профессионально-педагогическая и научно-образовательная деятельность представителей сообщества. Подчёркивается, что именно НПС составляет сегодня «ядро» интеллектуального актива университета. Следствием этого является растущее внимание к НПС как объекту теоретического и эмпирического изучения в зарубежной и отечественной науке. Отсюда цель статьи была определена как выявление трендов исследований НПС, показанных сквозь призму его противоречий и проблем, общих для российских и зарубежных вузов. Особое внимание обращается на две парадоксальные ситуации, характерные для отечественного НПС. Во-первых, по мере того, как сокращается его численность, усложняется структура профессиональной деятельности, увеличивается количество задач и степень ответственности, систематически растёт объём академической нагрузки и ненужного бюрократического бремени. Во-вторых, противоречивым образом сочетается возрастающая зависимость стратегии развития университета от научно-педагогических работников со снижением реального управленческого внимания к ним. Общей теоретической рамкой для авторов послужили две теории – социальной общности и ресурсной зависимости. В статье представлены результаты систематического анализа литературы, позволившие раскрыть противоречия воспроизводства научно-педагогических кадров университетов, влияние стратегий развития высшего образования и университетов на функционирование и развитие НПС, а также противоречия развития ресурсности НПС.
Ключевые слова:
научно-педагогическое сообщество (НПС), академическое развитие, противоречия развития НПС, университетское управление

Биографии авторов

Гарольд Ефимович Зборовский, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор философских наук, профессор
Полина Анатольевна Амбарова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор социологических наук, профессор

Литература

1. Индикаторы образования: 2022 : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М Гохберг, О. А. Зорина [и др.] ; НИУ ВШЭ. М. : НИУ ВШЭ, 2022. 532 с. ISBN 978-5-7598-2598-2. DOI 10.17323/978-5-7598-2598-2. EDN BFVQPA.

2. Bao Y., Kehm B. M. From product to process. The reform of doctoral education in Europe and China / Y. Bao, B. M. Kehm, Y. Ma // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, № 3. P. 524–541. DOI 10.1080/03075079.2016.1182481.

3. Robertson M. J. Team modes and power: Supervision of doctoral students // Higher Education Research & Development. 2017. Vol. 36, № 2. P. 358–371. DOI 10.1080/07294360.2016.1208157.

4. Trends and Issues in Doctoral Education: A Global Perspective / Eds. M. M. Yudkevich, P. G. Altbach, De Wit H. London : Sage, 2020. 528 p. ISBN 9789353882549. DOI 10.4135/9789353885991.

5. Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Social, Political and Student Expectations. London : Palgrave Macmillan Cham, 2020. 397 p. ISBN 978-3-030-38046-5. DOI 10.1007/978-3-030-38046-5.

6. Бекова С. К., Джафарова З. И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87–108. DOI 10.17323/1814-9545-2019-1-87-108. EDN ZAVVZZ.

7. Бедный Б. И., Рыбаков Н. В. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс / Б. И. Бедный, Н. В. Рыбаков, М. Б. Сапунов // Социологические исследования. 2017. № 9 (400). С. 125–134. DOI 10.7868/S0132162517090148. EDN ZFTRPN.

8. Бедный Б. И., Чупрунов Е. В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 3. С. 9–20. DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20. EDN IQOEYY.

9. Maloshonok N., Terentev E. National barriers to the completion of doctoral programs at Russian universities // Higher Education. 2019. Vol. 77, № 2. P. 195– 211. DOI 10.1007/s10734-018-0267-9.

10. Мкртчян Е. Р. Воспроизводство научно-педагогических кадров в вузах России как система: состояние, проблемы и перспективы функционирования. Волгоград : Изд-во Волгоградского института управления РАНХиГС, 2018. 304 с. ISBN 978-5-7786-0710-1. EDN OQIXFM.

11. Волкова Г. Л. Является ли опыт международной мобильности карьерным преимуществом? Пример российских учёных // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 71–82. DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-20-71-82. EDN KTDAZX.

12. Юдкевич М. М., Горелова О. Ю. Академический инбридинг: причины и последствия // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1 (95). С. 73–83. EDN TOFAOR.

13. Ловаков А. В. Приверженность вузу и приверженность профессии у преподавателей российских вузов // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 109–128. DOI 10.17323/1814-9545-2015-2-109-128. EDN TYIKET.

14. Воеводина Е. В. Роль академического инбридинга в реализации научноисследовательского потенциала студентов из социально уязвимых слоев населения // Власть. 2021. Т. 29, № 2. С. 205–211. DOI 10.31171/vlast.v29i2.8047. EDN SIQRHH.

15. Балацкий Е. В. «Ловушка аудиторных часов» и новая модель образования // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 63–69. EDN XWWKWF.

16. Курбатова М. В., Донова И. В. Оценка изменений положения преподавателей российских вузов / М. В. Курбатова, И. В. Донова, Е. С. Каган // Мир России. Социология. Этнология. 2017. Т. 26, № 3. С. 90–116. DOI 10.17323/1811038X-2017-26-3-90-116. EDN YZIDEP.

17. Абрамов Р. Н., Груздев И. А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета / Р. Н. Абрамов, И. А. Груздев, Е. А. Терентьев // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 88–111. DOI 10.17323/1814-9545-2017-1-88-111. EDN YHZCSN.

18. Филоненко Ю. В., Яковлева Е. А. Субъективное благополучие научнопедагогических работников современных университетов в рамках концепции баланса жизни и труда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3 (151). С. 68–85. DOI 10.14515/ monitoring.2019.3.05. EDN PTXNVY.

19. Балезина Е. А. Положение молодого преподавателя вуза в условиях модернизации высшего образования: риски и их восприятие // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 4 (52). С. 99–108. EDN YWGMWL.

20. Эзрох Ю. С. Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 7. С. 9–40. DOI 10.17853/1994-5639-2019-7-9-40. EDN MPZTNM.

21. Ефимова Г. З., Грибовский М. В. Социальный престиж научно-педагогического работника в России и Европе: специфика субъективного восприятия профессии / Г. З. Ефимова, М. В. Грибовский, А. Н. Сорокин // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 117–139. DOI 10.17323/1814-9545-2022-2-117-139. EDN DRAJBY.

22. Liefner I. Funding, resource allocation, and performance in Higher Education systems // Higher Education. 2003. № 46. P. 469–489. DOI 10.1023/A:1027381906977.

23. Lynch R., Baines P. Strategy development in UK higher education: towards resource-based competitive advantages // Journal of Higher Education Policy & Management. 2004. Vol. 26, № 2. P. 171–187. DOI 10.1080/1360080042000218249.

24. Agasisti T., Johnes G. Heterogeneity and the evaluation of efficiency: the case of Italian universities // Applied Economics. 2010. Vol. 42, № 11. P. 1365–1375. DOI 10.1080/00036840701721463.

25. Horta H., Yudkevich M. The role of academic inbreeding in developing higher education systems: challenges and possible solutions // Technological Forecasting and Social Change. 2016. № 113. P. 363–372. DOI 10.1016/j.techfore.2015.06.039.

26. Ефимова Г. З. Карьерный путь преподавателей высшей школы // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 1 (37). С. 24– 40. DOI 10.19181/snsp.2022.10.1.8859. EDN OQLCHD.

27. Kallio K. M., Kallio T. J. Ethos at stake: Performance management and academic work in universities / K. M. Kallio, T. J. Kallio, J. Tienari, T. Hyvönen // Human Relations. 2016. Vol. 69, № 3. P. 685–709. DOI 10.1177/0018726715596802.

28. Data regarding talent management practices and innovation performance of academic staff in a technology-driven private university / O. Salau, A. Osibanjo [et. al.] // Data in Brief. 2018. № 19. P. 1040–1045. DOI 10.1016/j.dib.2018.05.081.

29. Ruutmann T., Lõhmus M. Self-evaluation of Pedagogical Competencies of Academic Staff in the Context of Career Management / T. Ruutmann, M. Lõhmus, R. Sell, M. Pihel // Teaching and Learning in a Digital World. Budapest, 2018. P. 436–446. DOI 10.1007/978-3-319-73204-6_48.

30. Devlin M., Samarawickrema G. Criteria of effective teaching in a changing higher education context // Higher Education Research and Development. 2010. Vol. 29, № 2. P. 111–124. DOI 10.1080/07294360903244398.

31. Kwiek M. The European Research Elite: a Cross National Study of Highly Productive Academics in 11 Countries // Higher Education. 2016. Vol. 71, № 3. P. 379– 397. DOI 10.1007/s10734-015-9910-x.

32. Трубникова Е. И. «Красные ленты» в сфере науки и образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 1. С. 108–121. EDN YMVETU.

33. Вольчик В. В., Маслюкова Е. В. Ловушка метрик или почему недооценивается неявное знание в процессе регулирования сферы образования и науки // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018. Т. 10, № 3. С. 158–179. DOI 10.17835/2076-6297.2018.10.3.158-179. EDN YAWSEP.

34. Ниязова М. В. Индивидуальная научная продуктивность vs новый менеджериализм в академических исследованиях // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 2. С. 114–122. DOI 10.15826/umpa.2021.02.018. EDN SDJJSX.

35. Дьяченко Е. Л., Нефедова А. И. Наём иностранных ученых в российские научные организации и вузы: возможности и барьеры / Е. Л. Дьяченко, А. И. Нефедова, Е. А. Стрельцова // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 5 (111). С. 132–143. DOI 10.15826/umpa.2017.05.069. EDN ZXYKOD.

36. Таловская Б. М., Лисюткин М. А. О ресурсной стратификации российских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 6. С. 24–35. DOI 10.15826/umpa.2018.06.055. EDN ZCEIXJ.

37. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Д. П. Платонова, Е. С. Абалмасова, С. К. Бекова [и др.] ; под ред. Д. П. Платоновой, Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. М. : Изд. дом ВШЭ, 2019. 319 с. ISBN 978-5-7598-2139-7. DOI 10.17323/978-5-7598-2139-7.

38. Соколов М. М. Миф об университетской стратегии // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 36–73. DOI 10.17323/1814-9545-2017-2-36-73. EDN YUPYHT.

39. Kershaw J. A., Mood A. M. Resource Allocation in Higher Education // The Ameri can Economic Review. 1970. Vol. 60, № 2. P. 341–346.

40. Abbott W. F., Barlow H. M. Stratification Theory and Organizational Rank: Resources, Functions, and Organizational Prestige in American Universities // The Pacific Sociological Review. 1972. Vol. 15, № 4. P. 401–424. DOI 10.2307/1388261.

41. Naidoo-Chetty M., du Plessis M. Systematic Review of the Job Demands and Resources of Academic Staff within Higher Education Institutions // International Journal of Higher Education. 2021. Vol. 10, № 3. P. 268. DOI 10.5430/ijhe.v10n3p268.

42. Лисюткин М. А. О возможных причинах ухудшения ресурсной базы вузов // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 74–94. DOI 10.17323/1814-9545-2017-274-94. EDN YUPYID.

43. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. М. : Изд. дом ВШЭ, 2021. 616 с. ISBN 978-5-7598-2373-5. DOI 10.17323/978-5-7598-2373-5.

44. Капустин А. А. Кадры российских университетов: стратегии подготовки молодых исследователей и преподавателей // Совет ректоров. 2015. № 5. C. 63–68. EDN WIDCNL.

45. Кулешова А. В., Подвойский Д. Г. Парадоксы публикационной активности в поле современной российской науки: генезис, диагноз, тренды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4 (146). С. 169–210. DOI 10.14515/monitoring.2018.4.10. EDN XZPHOH.

46. Романов Е. В. Феномен утраты неявного знания высшей школой: причины и последствия. Ч. I // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 4. С. 61–92. DOI 10.17853/1994-5639-2019-4-60-91. EDN BSVPLA.

47. Соколов М. М. Академические репутации в российской социологии. СПб. : ЦИАНО ЕУСПб, 2020. 46 с. URL: https://www.rsuh.ru/upload/main/sf/survey_sociology.pdf (дата обращения: 20.11.2022).

48. Алавердов А. Р., Громова Н. В. Лояльность преподавателей в системе конкурентных преимуществ и недостатков современного университета // Современная конкуренция. 2016. Т. 10, № 6 (60). С. 77–88. EDN YIZUDJ.

49. Курбатова М. В., Каган Е. С., Апарина Н. Ф. Поведение работников вузов в условиях реформирования высшего профессионального образования: проблема выбора // Социологические исследования. 2015. № 2 (370). С. 123–133. EDN TNETCR.
Статья

Поступила: 27.11.2022

Опубликована: 23.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Зборовский, Г. Е. и Амбарова, П. А. (2023) ’Противоречия развития научно-педагогического сообщества как проблема зарубежных и отечественных исследований’, Социологическая наука и социальная практика, 11(1), сс. 8-25. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.1.