Представления студенческой молодёжи о смыслах образования: социокультурные особенности саморегуляции

Научная статья
  • Нина Анатольевна Селиверстова Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия nas0311@ya.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-9691-3020
    elibrary Author_id 432257
    ResearchID AHC-6981-2022
  • Юлия Альбертовна Зубок Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия uzubok@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-3108-2614
    elibrary Author_id 74721
    ResearchID H-7357-2016
Для цитирования
Селиверстова Н. А., Зубок Ю. А. Представления студенческой молодёжи о смыслах образования: социокультурные особенности саморегуляции. — Социологическая наука и социальная практика, 2023. Т. 11. № 1. С. 44-69. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.3

Аннотация

В статье выявляются особенности соотношения терминальных (развитие способностей, потребность в познании, общая культура) и инструментальных (диплом, возможность сделать карьеру, престиж) смыслов образования на основе сравнительного анализа соответствующих представлений студентов высшей школы и других групп учащейся молодёжи либо учащейся молодёжи в целом. Методологическая база исследования – концепция саморегуляции жизнедеятельности молодёжи. Анализ связей терминальных и инструментальных смыслов образования и других элементов социокультурного механизма саморегуляции жизнедеятельности (архетипов, ментальных черт, ценностных ориентаций на знания, габитуальных установок, субкультурных смыслов), принадлежности к базовым типам культур позволил определить тенденции отношения к образованию студенческой и учащейся молодёжи. Тенденция инструментализации ценностного отношения к образованию студентов вузов и в целом учащейся молодёжи имеет устойчивый характер. Выявлено, что смыслы образования менее значимо коррелируют с архетипами и менталитетом. Субкультурные смыслы как свойства поколения, содержащие в себе различного рода «активности» и элементы демонстративного поведения, имеют значимые связи с инструментальными смыслами образования и, напротив, в некоторых случаях их отрицание – с терминальными. Подобная парадоксальность соотношения терминальных и инструментальных смыслов образования студенческой молодёжи зафиксирована и в корреляциях с отрицанием принадлежности к инновационному и духовному типам базовой культуры, что существенно отличает её от учащейся молодёжи. Как социокультурные факторы формирования представлений о смыслах образования студенческой молодёжи выделены тип поселения, уровень дохода, уровень образования родителей. Представления о смыслах образования студентов вузов рассмотрены в соотношении с институциональной регуляцией высшей школы. Сделан вывод о том, что устойчивая тенденция инструментализации отношения студенческой молодёжи к образованию согласуется с таким направлением целенаправленной регуляции высшей школы, как практикоориентированность образовательных программ. Образование понимается как средство повышения управляемости своей жизнью, а значит – повышения уровня социальной определённости.  
Ключевые слова:
представления о смыслах образования, студенческая молодёжь, высшая школа, саморегуляция жизнедеятельности, социокультурный механизм саморегуляции жизнедеятельности, учащаяся молодёжь

Биографии авторов

Нина Анатольевна Селиверстова, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор
Юлия Альбертовна Зубок, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
доктор социологических наук, профессор

Литература

1. Глушко И. В. Культура доверия в саморегуляции поведения студенческой молодёжи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 23, С. 43–47. URL: https://e-koncept.ru/2017/770430.htm (дата обращения: 16.02.2023).

2. Елисеева А. П., Платонова М. С. Особенности саморегуляции поведения и моральноэтической ответственности студенческой молодёжи // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 8 (186). С. 353–357. DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p353-357. EDN JGZHKV.

3. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысловая саморегуляция отношения молодёжи к образованию // III Чтения памяти В. Т. Лисовского : Сборник научных трудов. (Москва, 18 декабря 2019 года) / Под ред. Т. К. Ростовской. М. : Экон-Информ, 2020. С. 87–91. ISBN 978-5-907233-36-2. EDN SSFPEL.

4. Зубок Ю. А., Селиверстова Н. А. Саморегуляция молодёжи в сфере профессионального образования: особенности периода пандемии // V Чтения памяти В. Т. Лисовского : Материалы Чтений (Москва, 17 декабря 2021 года). М. : ФНИСЦ РАН, 2021. С. 5–12. DOI 10.19181/konf.978-5-89697-370-6.2021.1. EDN VBTBJX.

5. Ковалев В. В., Дятлов А. В. Студенческая молодёжь Крыма: саморегуляция жизненных выборов в сфере образования / В. В. Ковалев, А. В. Дятлов, В. А. Чигрин // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Т. 6 (72), № 4. С. 30–40. EDN XPHHXE.

6. Кузьмин В. П., Каменева Т. Н. Счастье в саморегуляции жизнедеятельности и настроений студенческой молодёжи (на примере медицинского вуза) // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. Т. 11, № 2. С. 31. EDN PDGFEN. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/36SCSK220.pdf (дата обращения: 16.02.2023).

7. Пилипенко А. Э., Пантелеев В. Г. Социальная активность студенческой молодёжи: опыт исследования смысловых представлений // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2021. № 3 (284). С. 84–97. DOI 10.53598/2410-3691-2021-3-284-84-97. EDN PVFFIQ.

8. Саморегуляция в молодёжной среде: типологизация и моделирование / Ю. А. Зубок, О. А. Александрова, М. Б. Буланова [и др.] ; ФНИСЦ РАН. Белгород : «Эпицентр», 2022. 360 с. ISBN 978-5-89697-382-9. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-382-9.2022. EDN TENQIH.

9. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределённости. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодёжи. М. : Academia, 2008. 272 с. ISBN 978-5-87444-300-9. EDN XSNCSZ.

10. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодёжь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. М. : Юридическое изд-во «Норма», 2020. 304 с. ISBN 978-5-00156-082-1. EDN WLJWBA.

11. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, Н. А. Романович. М. : Норма, 2014. 352 с. ISBN 978-5-91768-444-4. EDN XRTSUR.

12. Малые города в социальном пространстве России / А. Ю. Ардальянова, П. В. Бизюков, Р. Г. Браславский [и др.]. М. : ФНИСЦ РАН, 2019. 545 с. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Malye_goroda(final)_2019.pdf (дата обращения: 16.02.2023). ISBN 978-5-89697-323-2. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-323-2.2019. EDN YCUHFD.

13. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Культурная жизнь и культурные практики молодёжи малых городов: особенности саморегуляции // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 3. С. 140–156. DOI 10.17805/zpu.2020.3.11. EDN UTKKIW.

14. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Смысловая саморегуляция жизнедеятельности молодёжи: гендерные различия в сфере труда / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров, О. В. Сорокин // Женщина в российском обществе. 2021. № S. С. 38–59. DOI 10.21064/WinRS.2021.0.3. EDN FKDNTA.

15. Пелипенко А. А. Рождение смысла (на пути к смыслогенетической концепции культуры) // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9, № 3 (37). С. 69–95. EDN IJLIRB.

16. Леонтьев Д. А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. 2014. № 1 (77). С. 104–117. EDN SCXUZB.

17. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира : очерки по феноменологической социологии / А. Шютц ; пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой. М. : Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. 336 с. ISBN 5-93947012-2. EDN QOBZSZ.

18. Селиверстова Н. А., Солнышкина М. Г. Заочное обучение как образовательный тренд высшей школы // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 3. С. 128–141. DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-3-128-141. EDN XPFVAO.

19. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Существует ли система высшего образования в России? / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. 2017. № 11 (403). С. 76–86. DOI 10.7868/S0132162517110095. EDN ZRQQPF.

20. Кудряшова Е. В., Сорокин С. Э. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» / Е. В. Кудряшова, С. Э. Сорокин, О. Д. Бугаенко // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 5. С. 9–21. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21. EDN DUDGMU.

21. Почестнев А. А. Структурно-функциональный подход к оценке качества реализации образовательных программ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 114–124. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-10-114-124. EDN QBTFIV.

22. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи : 50 лет исследования / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова, Е. Д. Вознесенская [и др.]. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. 232 с. ISBN 9785-906001-05-4. EDN TLEIQL.
Статья

Поступила: 10.11.2022

Опубликована: 23.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Селиверстова, Н. А. и Зубок, Ю. А. (2023) ’Представления студенческой молодёжи о смыслах образования: социокультурные особенности саморегуляции’, Социологическая наука и социальная практика, 11(1), сс. 44-69. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.3.