О методологии исследования общностной и поколенческой структуры вуза

Научная статья
  • Гарольд Ефимович Зборовский Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия garoldzborovsky@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-8153-0561
    SPIN 9068-9732
    ResearchID E-6142-2014
Выражение признательности
Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 25-18-00206, https://rscf.ru/project/25-18-00206 «Межпоколенческие и внутрипоколенческие взаимодействия в российском университетском сообществе XXI века: от кризиса к консенсусу».
Для цитирования
Зборовский Г. Е. О методологии исследования общностной и поколенческой структуры вуза. — Социологическая наука и социальная практика, 2025. Т. 13. № 3. С. 10-34. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2025.13.3.1. EDN: DCBJED

Аннотация

В статье рассматриваются методологические вопросы исследования социальной структуры вуза, представляющие интерес и являющиеся актуальными для современного этапа развития отечественного высшего образования. Выделяются два комплекса университетских проблем, требующих рассмотрения на уровне методологии. В рамках первого обращается внимание на понятийный аппарат, дифференциацию структуры, различные её элементы, подсистемы, противоречия. Второй комплекс включает в себя рассмотрение различных методологических подходов, необходимых для характеристики социальной структуры вуза, прежде всего общностного и поколенческого. Характеризуются положения теории социальной общности Ф. Тённиса и взгляды К. Мангейма как основоположника теории поколений в контексте применения общностного и поколенческого подходов для рассмотрения социальной структуры вуза. Целью статьи является анализ методологических проблем социологического исследования социальной структуры вуза порознь и в их взаимодействии. Логика статьи предполагает постановку исследовательских вопросов, характеристику видов социальной структуры, трактовку общностной и поколенческой структур, далее – их взаимодействия. При этом особое внимание обращается на противоречия в межобщностных и межпоколенческих отношениях представителей разных вузовских общностей. Утверждается, что они неизбежны и что в процессах их возникновения и преодоления происходит наложение одних отношений и противоречий на другие: поколенческих общностей на образовательные и наоборот, младших поколений на средние и старшие и наоборот, одних образовательных общностей – научно-педагогических работников – на другие – студентов и административно-управленческих работников и наоборот. Обращается внимание на роль управленческих структур вузов в регулировании образовательных и поколенческих взаимодействий. Задача социологов в возникающих ситуациях определяется необходимостью их отслеживать и исследовать, а также искать способы решения появляющихся проблем.
Ключевые слова:
социальная структура вуза, методология исследования, общностная структура, поколенческая структура, образовательные общности, студенчество, научно-педагогические работники, административно-управленческие работники, младшее, среднее, старшее поколения, взаимодействие общностной и поколенческой структур, противоречия межобщностных и межпоколенческих отношений

Биография автора

Гарольд Ефимович Зборовский, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
доктор философских наук, профессор профессор-исследователь

Литература

1. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Ф. Теннис ; пер. с нем. Д. В. Скляднева. М. , СПб. : Фонд Университет ; Владимир Даль, 2002. 450 с. ISBN 5-93615-020-8.

2. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции / К. Мангейм ; пер. Е. Я. Додина ; отв. ред. Л. В. Скворцов. М. : ИНИОН РАН, 2000. 164 с. ISBN 5-248-01334-8. EDN LAFQOX.

3. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М. : Академический проспект, 2003. 525 с. ISBN 5-8291-0232-3.

4. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2009. 304 с. ISBN 5-7741-0119-1. EDN QOKBWV.

5. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники в современной России: теория и биография социальной общности. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2024. 430 с. ISBN 978-5-7741-0452-9. EDN PNLXLU.

6. Зборовский Г. Е. Характеристика поведенческих стратегий образовательных общностей в условиях трансфера их человеческого капитала // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27, № 1. С. 190–200. DOI 10.15826/izv1.2021.27.1.021. EDN TTGGPI.

7. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. ISBN 978-5-7741-0373-7. EDN XRTKJM.

8. Нархов Д. Ю. Взаимодействие вузовских образовательных общностей в университетском научном пространстве // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 2. С. 9–30. DOI 10.31992/0869-3617-2024-33-2-9-30. EDN IFUCUU.

9. Селиверстова Н. А., Зубок Ю. А. Представления студенческой молодёжи о смысле образования: социокультурные особенности саморегуляции // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 1. С. 44–69. DOI 10.19181/snsp.2023.11.1.3. EDN RVEXBB.

10. Ефимова Г. З. Карьерный путь преподавателей высшей школы // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 1. С. 24–40. DOI 10.19181/snsp.2022.10.1.8859. EDN OQLCHD.

11. Индикаторы науки: 2007. Статистический сборник. М. : ГУ-ВШЭ, 2007. 344 с. ISBN 978-5-7218-0940-8.

12. Образование в Российской Федерации: 2012. Статистический сборник. М. : НИУ ВШЭ, 2012. 444 с. ISBN 978-5-7218-1275-0.

13. Индикаторы образования: 2013. Статистический сборник. М. : НИУ ВШЭ, 2013. 280 с. ISBN 978-5-9904002-3-8.

14. Семенова В. В. Социальная динамика поколений. Проблема и реальность. М. : РОССПЕН, 2009. 271 с. ISBN 978-5-8243-1300-0. EDN QOKHWP.

15. Радаев В. В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М. : ВШЭ, 2019. 224 с. ISBN 978-5-7598-1985-1. DOI 10.17323/978-5-7598-1985-1. EDN STOTFS.

16. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York : William Morrow & Co, 1991. 538 p. ISBN 0-688-08133-9.

17. Твенге Д. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным. М. : РИПОЛ классик, 2019. 406 с. ISBN 978-5-386-12783-1.

18. Омельченко Е. Л. Забытое поколение X. Ретроспективный взгляд из будущего // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2024. Т. 16, № 2. С. 10–28. DOI 10.19181/inter.2024.16.2.1. EDN AATYIC.

19. Duffy B. The Generation Myth: Why When You’re Born Matters Less Than You Think. New York : Basic Books, 2021. 288 p. ISBN 1-5416-2031-3.

20. Авраамова Е. М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 3. С. 78–95. DOI 10.19181/vis.2019.30.3.591. EDN QEJXSY.

21. Сорокина Н. Д., Токарева Е. М. Связь и преемственность поколений (на примере опроса студентов) // Социальная политика и социология. 2024. Т. 23, № 2. С. 81–88. DOI 10.17922/2071-3665-2024-23-2-81-88. EDN QBLGGV.

22. Волков Ю. Г. Межпоколенческое взаимодействие в российском обществе: поиск языка согласия и взаимопонимания // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7, № 3. С. 30–42. DOI 10.23683/2227-8656.2018.3.2. EDN USUAHO.

23. Pilcher J. Mannheim’s Sociology of Generations: An Undervalued Legacy // British Journal of Sociology. 1994. Vol. 45, № 3. P. 481–495. DOI 10.2307/591659. EDN BUKSWN.

24. Van de Velde C. Global perspectives on youth and intergenerational relations in the 21st century // Research Handbook on Transitions into Adulthood / Ed. by J. Chesters. Edward Elgar Publishing, 2024. P. 115–128. ISBN 978-1-83910-696-5. DOI 10.4337/9781839106972.00019.

25. Connolly J. Generational conflict and the sociology of generations: Mannheim and Elias reconsidered // Theory, Culture & Society. 2019. Vol. 36, № 7-8. P. 153–172. DOI 10.1177/0263276419827085.

26. Омельченко Е. Л., Лисовская И. В. Молодёжь как барометр будущего? Молодёжная повестка в современной России сквозь мнения экспертов по молодёжной политике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 66–92. DOI 10.14515/monitoring.2022.2.2078. EDN XIXVYB.

27. Козырева П. М., Смирнов А. И. Взаимодействие поколений в современной России: эволюция сближения // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 49–60. DOI 10.31857/S013216250014949-6. EDN KNAYMK.

28. Щелкин А. Г. «Отцы и дети» – социологический портрет поколений в онтологическом интерьере // Петербургская социология сегодня. 2022. № 18. С. 5–34. DOI 10.25990/ socinstras.pss-18.htp8-1j56. EDN DUPRNX.
Статья

Поступила: 02.06.2025

Опубликована: 23.09.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Зборовский, Г. Е. (2025) ’О методологии исследования общностной и поколенческой структуры вуза’, Социологическая наука и социальная практика, 13(3), сс. 10-34. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2025.13.3.1.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП