Сокращение доступа детей-иностранцев к российскому школьному образованию: вероятные последствия

Научная статья
Для цитирования
Григорьева К. С. Сокращение доступа детей-иностранцев к российскому школьному образованию: вероятные последствия. — Социологическая наука и социальная практика, 2025. Т. 13. № 3. С. 96-114. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2025.13.3.5. EDN: YYBDUN

Аннотация

Дети, родившиеся в принимающей стране или привезённые в дошкольном/школьном возрасте, представляют собой особый контингент мигрантов, обладающий повышенным интеграционным потенциалом по сравнению с мигрантами первого поколения. При этом ключевую роль в процессе интеграции таких детей в принимающую среду играет образование. В последние годы доступ детей мигрантов к российскому школьному образованию улучшался. Несмотря на сложности, с которыми сталкивались учащиеся-иностранцы в российских общеобразовательных учреждениях, к старшим классам им удавалось справиться с ними и в последующей взрослой жизни достичь высоких показателей интеграции в социально-экономической, культурной и идентификационной сферах. Однако новации миграционного законодательства 2024 года, а также законодательные инициативы 2025 года, нацеленные на полное или частичное закрытие доступа детей-иностранцев к российскому школьному образованию, способны перечеркнуть указанные достижения. В статье на основании анализа научной литературы, данных массовых опросов иностранных граждан, проведённых в 2011, 2017 и 2020 гг., законопроектов 2024–2025 гг. об ограничении или лишении прав детей мигрантов на получение бесплатного образования в России, статистической информации о тестировании по русскому языку детей-иностранцев, желающих поступить в российские общеобразовательные учреждения, исследуются показатели интеграции детей иностранных граждан, их доступа к российскому школьному образованию до и после 2025 года. Рассматриваются возможные последствия частичной или полной отмены права таких детей на бесплатное школьное образование в России для них самих, локальных принимающих социумов и страны назначения в целом. По результатам анализа сформулирован вывод: закрытие или ограничение доступа детей-иностранцев к российскому образованию не сможет решить проблему поступления в общеобразовательные учреждения учащихся, недостаточно владеющих русским языком. Для эффективного решения этой проблемы требуется комплекс мер, направленный на расширение доступа детей мигрантов к дошкольному образованию, курсам социокультурной и языковой адаптации, повышение квалификации работающих с ними педагогов.
Ключевые слова:
дети мигрантов, образование, интеграция, миграционная политика, новации миграционного законодательства

Биография автора

Ксения Сергеевна Григорьева, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

Литература

1. Флоринская Ю. Ф. Трудовая миграция в Россию: сокращение потоков на фоне мало меняющейся географии // Журнал Новой экономической ассоциации. 2024. № 2 (63). С. 223–232. DOI 10.31737/22212264_2024_2_223-232. EDN IUFKXT.

2. Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы / В. И. Мукомель, К. С. Григорьева, Г. А. Монусова [и др.] ; отв. ред. В. И. Мукомель, К. С. Григорьева. М. : ФНИСЦ РАН, 2022. 400 с. ISBN 978-5-89697-407-9. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-407-9.2022. EDN YKKOSI.

3. Rumbaut R. Ages, Life Stages, and Generational Cohorts: Decomposing the Immigrant First and Second Generations in the United States // International Migration Review. 2004. Vol. 38, № 3. Р. 1160–1205. DOI 10.1111/j.1747-7379.2004.tb00232.x.

4. Варшавер Е. А., Рочева А. Л., Иванова Н. С. Интеграция мигрантов второго поколения в возрасте 18–35 лет в России: результаты исследовательского проекта // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 318–364. DOI 10.14515/monitoring.2019.2.15. EDN IORPUE.

5. Флоринская Ю. Ф. Миграция семей с детьми в Россию: проблемы интеграции (по материалам социологических опросов Центра миграционных исследований) // Проблемы прогнозирования. 2012. № 4 (133). С. 118–126. EDN PIIAVH.

6. Омельченко Е. А. Дети из семей мигрантов в Рязанской и Калужской областях: проблемы интеграции в российское общество // Вестник Чувашского университета. 2021. № 2. С. 142–157. DOI 10.47026/1810-1909-2021-2-142-157. EDN IYAHVE.

7. Омельченко Е. А., Шевцова А. А. Дети с миграционной историей в системе образования Оренбургской области // Исторический поиск. 2023. Т. 4, № 3. С. 109–123. DOI 10.47026/2712-9454-2023-4-3-109-123. EDN EMLOBT.

8. Александров Д. А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга: предварительные данные: рабочие материалы НУЛ СОН / Д. А. Александров ; ред. В. В. Баранова, В. А. Иванюшина. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2011. 100 с. ISBN 978-5-7422-2901-8. EDN QYJQNV.

9. Омельченко Е. А. Дети из таджикских и узбекских семей в Пермском крае: проблемы адаптации в иноэтничной среде // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2021. № 2 (58). С. 93–103. EDN AVVEZY.

10. Эндрюшко А. А. Иммигранты с детьми в России: социально-экономическая и культурная интеграция (ч. II) // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12, № 12 (93). С. 4601–4612. DOI 10.35775/PSI.2022.93.12.022. EDN RUZIWQ.

11. Serrano I., Fernández M., Marcos E. B. Building a Set of Indicators to Assess Migrant Children’s Integration in Europe: A Co-Creation Approach // Child Indicators Research. 2024. № 17. Р. 2389–2417. DOI 10.1007/s12187-024-10165-y. EDN LHVHTC.

12. Мукомель В. И. Особенности адаптации и интеграции детей мигрантов – представителей «полуторного поколения» // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2013. № 2-2 (11). С. 192–209. EDN RTPHIX.

13. Деминцева Е. Социализация и выбор жизненных стратегий мигрантами «второго поколения» в России // Социологическое обозрение. 2024. Т. 23, № 1. С. 212–243. DOI 10.17323/1728-192x-2024-1-212-243. EDN HQFMYC.

14. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья / Е. Б. Деминцева, Д. А. Зеленова, Е. А. Космидис, Д. А. Опарин // Демографическое обозрение. 2017. Т. 4, № 4. С. 80–109. DOI 10.17323/demreview.v4i4.7529. EDN YOBXXK.

15. Деминцева Е. От «заводской» до «мигрантской» школы: (пост)советская школьная сегрегация в городском пространстве // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2020. Т. 12, № 1. С. 152–182. DOI 10.25285/2078-1938-2020-12-1-152-182. EDN KSKTIC.

16. Мукомель В. И. Особенности адаптации и интеграции представителей «полуторного поколения» мигрантов // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М. : РОС, 2012. С. 8148–8156. EDN RGOXPT.

17. Лукьянова Е. Л. Образовательные достижения детей мигрантов (по материалам опроса в Санкт-Петербурге) // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9, № 3. С. 319–338. EDN OIVUKB.

18. Нестерова А. А. Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей поддержки // Журнал исследований социальной политики. 2018. Т. 16, № 4. С. 645–660. DOI 10.17323/727-0634-2018-16-4-645-660. EDN YSBBZJ.

19. Buzan B., Wæver O., De Wilde J. Security: A New Framework for Analysis. Boulder, CO : Lynne Reiner, 1998. 239 р. ISBN 1-55587-784-2.

20. Wæver O. Securitisation: Taking Stock of a Research Programme in Security Studies. Unpublished manuscript // DOCPLAYER : сайт. 2003. URL: https://docplayer.net/62037981-Securitisation-taking-stock-of-a-research-programme-in-security-studies.html (дата обращения: 13.08.2025).

21. Huysmans J. The European Union and the Securitization of Migration // Journal of Common Market Studies. 2000. Vol. 38, № 5. P. 751–777. DOI 10.1111/1468-5965.00263. EDN DYQNKL.

22. Rudolph C. Security and the Political Economy of International Migration // American Political Science Review. 2003. Vol. 97, № 4. P. 603–620. DOI 10.1017/S000305540300090X. EDN FOQGEJ.

23. Григорьева К. С., Эндрюшко А. А. Доступ мигрантов к жилью в России: методика оценки и результаты экспериментального исследования // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12, № 4. С. 29–41. DOI 10.19181/vis.2021.12.4.748. EDN PJCHRK.
Статья

Поступила: 15.08.2025

Опубликована: 23.09.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Григорьева, К. С. (2025) ’Сокращение доступа детей-иностранцев к российскому школьному образованию: вероятные последствия’, Социологическая наука и социальная практика, 13(3), сс. 96-114. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2025.13.3.5.
Раздел
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА