Компетентностный профиль преподавателя в фокусе социологии управления: дефициты и эффективность программ академического развития

Научная статья
Выражение признательности
Амбаровой П. А., профессору Уральского федерального университета, за критические замечания и конструктивные рекомендации, позволившие улучшить текст публикации; преподавателям российских университетов, принявшим участие в эмпирическом этапе социологического исследования.
Для цитирования
Ефимова Г. З. Компетентностный профиль преподавателя в фокусе социологии управления: дефициты и эффективность программ академического развития. — Социологическая наука и социальная практика, 2025. Т. 13. № 4. С. 34-58. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2025.13.4.2. EDN: PSSQRW

Аннотация

В статье с позиции социологии управления рассматривается компетентностный профиль преподавателя высшей школы. Выявлены дефициты компетенций, а также компетенции, формирование которых оказалось наиболее результативным в рамках реализации корпоративной программы академического развития. Цель статьи – сопоставить потребности вузовских преподавателей в выработке профессиональных компетенций и возможности их удовлетворения за счёт управленческих решений в рамках университетских программ академического развития. Выводы основаны на материалах эмпирического исследования, проведённого автором статьи в октябре-ноябре 2024 г., среди преподавателей (анкетирование, n=2120) из 15 российских университетов. На протяжении последнего года дефицит компетенций испытали почти четверть преподавателей. Половиной из них наиболее остро ощущалась нехватка технологических компетенций, что значительно превышает долю их целенаправленного развития через обучающие мероприятия (37%). Профессиональные компетенции, несмотря на второе место по дефициту (31%), в большей степени удовлетворяются за счёт университетских программ академического развития (61%), что свидетельствует об эффективности управленческих подходов к развитию академических работников. Наблюдается дисбаланс формирования компетенций межличностного взаимодействия: их нехватку ощущают 16% респондентов, в то время как развитие через университетские программы получили 27%, что превышает показатель дефицита. Наибольший разрыв между дефицитом и развитием наблюдается в технологических компетенциях (разница 20%). Лидерские компетенции на протяжении последнего года вырабатывал каждый восьмой респондент (12%) при ощущаемом дефиците в 18%, что указывает на своевременность совершенствования университетских программ укрепления лидерского потенциала преподавателей как элемента стратегического управления человеческими ресурсами. Среди представителей различных возрастных групп отмечено снижение субъективно ощущаемого дефицита в отношении большинства компетенций, что может объясняться достижением ими достаточного уровня к зрелому возрасту в рамках программ управления академическим развитием преподавателей. Исключение составляют технологические компетенции – их нехватка ощущается тем выше, чем старше преподаватель. Результаты свидетельствуют о необходимости корректировки управленческих приоритетов в формировании компетенций преподавателей с акцентом на технологические и лидерские навыки, а также о значимости повышения эффективности управленческих решений в рамках программ развития компетенций. Результаты могут быть полезны исследователям управления высшим образованием, а также руководству вузов при разработке комплексной стратегии управления академическим развитием научно-педагогических работников.
Ключевые слова:
университет, преподаватели, академическое развитие, управление академическим развитием, личностное развитие, профессиональное развитие, повышение квалификации, компетенции, социология управления, социология высшего образования

Биография автора

Галина Зиновьевна Ефимова, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
кандидат социологических наук, доцент, профессор

Литература

1. Ефимова Г. З. Управление академическим развитием научно-педагогических работников в контексте дисциплинарных социологических теорий // Вестник университета. 2025. № 5. С. 217–232. DOI 10.26425/1816-4277-2025-5-217-232. EDN AMGRFV.

2. Ефимова Г. З. Вовлечённость научно-педагогических работников в практики профессионального развития // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 10. С. 36–59. DOI 10.31992/0869-3617-2024-33-10-36-59. EDN LNFXCY.

3. Kalytovska M. Scientific and Pedagogical Staff and Formation of Professional Competencies for Higher Education Applicants in Pharmaceutical Profile // SSP Modern Pharmacy and Medicine. 2024. Т. 4, № 1. Р. 1–7. DOI 10.53933/sspmpm.v4i1.124.

4. Salonen T., Panican A. Kompetensprofilen hos undervisande personal på socionomutbildningar: En strategisk fråga för socionomfältet // Socialvetenskaplig tidskrift. 2022. Т. 29, № 2. Р. 209–233. DOI 10.3384/SVT.2022.29.2.4614. EDN PKXWNK.

5. Kompetencje pracownikуw uczelni badawczych w Polsce / B. Kożusznik, G. Filipowicz, O. Flak [et al.]. Katowice : University of Silesia Press, 2023. 148 р. ISBN 978-83-226-4288-7. DOI 10.31261/PN.4162.

6. Кобзева Н. И. Процессуальная модель развития профессиональных компетенций преподавателя многопрофильного университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 1 (229). С. 56–63. DOI 10.25198/1814-6457-229-56. EDN MDHDNI.

7. Mendoza D. Caracterizacion Del Perfil De Las Competencias Laborales En El Docente Universitario (Characterization of the Profile of Labour Competences in University Teaching) // SSRN Electronic Journal. 2020. 30 June. DOI 10.2139/ssrn.3639488.

8. Газиева И. А., Бурашникова А. А. Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 3. С. 26–47. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47. EDN CPIFIC.

9. Широколобова А. Г., Ларионова Ю. С., Ачкасова О. Г., Широколобов Г. В. Формирование цифровых компетенций педагогов в процессе повышения квалификации в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6, № 3 (23). С. 189–197. DOI 10.21603/2542-1840-2022-6-3-189-197. EDN HGGIQH.

10. Belliger A., Krieger D. J. An e-competence profile for teachers in higher education // International journal of continuing engineering education and life-long learning. 2010. № 20. С. 324–336. DOI 10.1504/IJCEELL.2010.037049.

11. Исаева Т. Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 80–96. DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96. EDN YTOOXF.

12. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И., Галицкая Д. В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 1. С. 159–168. DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96. EDN YTOOXF.

13. Мымрина Д. Ф., Абдрашитова М. О., Захарова Е. О. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции научно-педагогических работников в техническом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 6 (195). С. 171–175. DOI 10.23951/1609-624X-2018-6-171-175. EDN UYXSOK.

14. Barnes N., Plessis M., Frantz J. Career Competencies for Academic Career Progression: Experiences of Academics at a South African University // Frontiers in Education. 2022. Т 7. DOI 10.3389/feduc.2022.814842. EDN WTWUTS.

15. Sysoieva S., Sokolova I. Academic Staff Development Programme: Research Competence Formation // Continuing Professional Education: Theory and Practice. 2020. № 4. Р. 23–32. DOI 10.28925/1609-8595.2020.4.3. EDN TQFNNK.

16. Gilis A., Clement M., Laga L., Pauwels P. Establishing a Competence Profile for the Role of Student-centred Teachers in Higher Education in Belgium // Research in Higher Education. 2008. № 49 (6). Р. 531–554. DOI 10.1007/s11162-008-9086-7.

17. Zhu R., Salwana B., Hamzah M. I. M., Hamid M. R. A Threefold Examination of University Digital Leadership, Teacher Digital Competency, and Teacher Technology Behavior for Digital Transformation of Education // International Journal of Learning Teaching and Educational Research. 2024. Т. 23, № 10. Р. 272–289. DOI 10.26803/ijlter.23.10.13. EDN OBBEXX.

18. Saldariaga Mera F. B. Competency profile of the university teacher in the field of health sciences // CAMBIOS. 2024. Vol. 23, № 1. DOI 10.36015/cambios.v23.n1.2024.946.

19. Khoruzha L., Melnychenko O. Academic Staff’s Social-Personal Dominant Activity // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. 2020. Vol. 1. Р. 385. DOI 10.17770/sie2020vol1.4824. EDN ZLFJVO.

20. Хлыстов Е. А., Тураева И. Л. Научно-методическая компетентность преподавателя вуза как составляющая человеческого капитала // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 2 (118). С. 102–108. DOI 10.24158/spp.2024.2.13. EDN BOZQJH.

21. Moreira-Choez J. S., Zambrano-Acosta J. M., López-Padrón A. Digital teaching competence of higher education professors: self-perception study in an Ecuadorian university // F1000research. 2024. Vol. 12. Р. 1484. DOI 10.12688/f1000research.139064.2. EDN VBMQIU.

22. ChaaCha, Thapelo D. Key Competencies for Academic Employees in the Current Dynamic Higher Education Environment // Cogent Education. 2024. № 11 (1). DOI 10.1080/2331186X.2024.2397230.

23. Ekpoh U., Inyang S. U. Teaching Mentoring And Academic Staff Professional Competence in Universities // Educational Extracts 2018. Vol. VI, № 2. Р. 105–113.

24. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 202–230. DOI 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230. EDN XIYTOL.

25. Васецкая Н. О. Разработка модели компетенций научно-педагогических работников вуза // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 61–64. EDN YLGYCD.

26. Матвеева Ю. В. Развитие управленческих навыков у преподавателей вузов // Вестник Международного института рынка. 2015. № 2. С. 116–123. EDN VDKOUB.

27. Kremnickб M., Rovňanová L. Pedagogical Competences of University Teachers from the Student’s Perspective // Lifelong Learning. 2024. Т. 14, № 2. Р. 167–200. DOI 10.11118/lifele20241402167. EDN HXENWK.

28. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 5. С. 147–180. DOI 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180. EDN DQKMBA.

29. Осипов М. Ю. Основные пути повышения качества высшего образования в России // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2011. № 3. С. 36–39. EDN NMXAXN.

30. Амбарова П. А., Шаброва Н. В. Представления студентов о научном наставнике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023. Т. 16, № 4. С. 391– 408. DOI 10.21638/spbu12.2023.403. EDN COCREA.

31. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 43–52. EDN VAYAMR.

32. Гуров В. Н., Резванова И. Ю. Компетенции преподавателей вуза: мнение студентов // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 143–146. EDN JVTFBU.
Статья

Поступила: 26.05.2025

Опубликована: 05.12.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Ефимова, Г. З. (2025) ’Компетентностный профиль преподавателя в фокусе социологии управления: дефициты и эффективность программ академического развития’, Социологическая наука и социальная практика, 13(4), сс. 34-58. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2025.13.4.2.