Компетентностный профиль преподавателя в фокусе социологии управления: дефициты и эффективность программ академического развития
Научная статья
Аннотация
Литература
2. Ефимова Г. З. Вовлечённость научно-педагогических работников в практики профессионального развития // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 10. С. 36–59. DOI 10.31992/0869-3617-2024-33-10-36-59. EDN LNFXCY.
3. Kalytovska M. Scientific and Pedagogical Staff and Formation of Professional Competencies for Higher Education Applicants in Pharmaceutical Profile // SSP Modern Pharmacy and Medicine. 2024. Т. 4, № 1. Р. 1–7. DOI 10.53933/sspmpm.v4i1.124.
4. Salonen T., Panican A. Kompetensprofilen hos undervisande personal på socionomutbildningar: En strategisk fråga för socionomfältet // Socialvetenskaplig tidskrift. 2022. Т. 29, № 2. Р. 209–233. DOI 10.3384/SVT.2022.29.2.4614. EDN PKXWNK.
5. Kompetencje pracownikуw uczelni badawczych w Polsce / B. Kożusznik, G. Filipowicz, O. Flak [et al.]. Katowice : University of Silesia Press, 2023. 148 р. ISBN 978-83-226-4288-7. DOI 10.31261/PN.4162.
6. Кобзева Н. И. Процессуальная модель развития профессиональных компетенций преподавателя многопрофильного университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 1 (229). С. 56–63. DOI 10.25198/1814-6457-229-56. EDN MDHDNI.
7. Mendoza D. Caracterizacion Del Perfil De Las Competencias Laborales En El Docente Universitario (Characterization of the Profile of Labour Competences in University Teaching) // SSRN Electronic Journal. 2020. 30 June. DOI 10.2139/ssrn.3639488.
8. Газиева И. А., Бурашникова А. А. Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 3. С. 26–47. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47. EDN CPIFIC.
9. Широколобова А. Г., Ларионова Ю. С., Ачкасова О. Г., Широколобов Г. В. Формирование цифровых компетенций педагогов в процессе повышения квалификации в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6, № 3 (23). С. 189–197. DOI 10.21603/2542-1840-2022-6-3-189-197. EDN HGGIQH.
10. Belliger A., Krieger D. J. An e-competence profile for teachers in higher education // International journal of continuing engineering education and life-long learning. 2010. № 20. С. 324–336. DOI 10.1504/IJCEELL.2010.037049.
11. Исаева Т. Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 80–96. DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96. EDN YTOOXF.
12. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И., Галицкая Д. В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 1. С. 159–168. DOI 10.31992/0869-3617-2021-30-6-80-96. EDN YTOOXF.
13. Мымрина Д. Ф., Абдрашитова М. О., Захарова Е. О. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции научно-педагогических работников в техническом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 6 (195). С. 171–175. DOI 10.23951/1609-624X-2018-6-171-175. EDN UYXSOK.
14. Barnes N., Plessis M., Frantz J. Career Competencies for Academic Career Progression: Experiences of Academics at a South African University // Frontiers in Education. 2022. Т 7. DOI 10.3389/feduc.2022.814842. EDN WTWUTS.
15. Sysoieva S., Sokolova I. Academic Staff Development Programme: Research Competence Formation // Continuing Professional Education: Theory and Practice. 2020. № 4. Р. 23–32. DOI 10.28925/1609-8595.2020.4.3. EDN TQFNNK.
16. Gilis A., Clement M., Laga L., Pauwels P. Establishing a Competence Profile for the Role of Student-centred Teachers in Higher Education in Belgium // Research in Higher Education. 2008. № 49 (6). Р. 531–554. DOI 10.1007/s11162-008-9086-7.
17. Zhu R., Salwana B., Hamzah M. I. M., Hamid M. R. A Threefold Examination of University Digital Leadership, Teacher Digital Competency, and Teacher Technology Behavior for Digital Transformation of Education // International Journal of Learning Teaching and Educational Research. 2024. Т. 23, № 10. Р. 272–289. DOI 10.26803/ijlter.23.10.13. EDN OBBEXX.
18. Saldariaga Mera F. B. Competency profile of the university teacher in the field of health sciences // CAMBIOS. 2024. Vol. 23, № 1. DOI 10.36015/cambios.v23.n1.2024.946.
19. Khoruzha L., Melnychenko O. Academic Staff’s Social-Personal Dominant Activity // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. 2020. Vol. 1. Р. 385. DOI 10.17770/sie2020vol1.4824. EDN ZLFJVO.
20. Хлыстов Е. А., Тураева И. Л. Научно-методическая компетентность преподавателя вуза как составляющая человеческого капитала // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 2 (118). С. 102–108. DOI 10.24158/spp.2024.2.13. EDN BOZQJH.
21. Moreira-Choez J. S., Zambrano-Acosta J. M., López-Padrón A. Digital teaching competence of higher education professors: self-perception study in an Ecuadorian university // F1000research. 2024. Vol. 12. Р. 1484. DOI 10.12688/f1000research.139064.2. EDN VBMQIU.
22. ChaaCha, Thapelo D. Key Competencies for Academic Employees in the Current Dynamic Higher Education Environment // Cogent Education. 2024. № 11 (1). DOI 10.1080/2331186X.2024.2397230.
23. Ekpoh U., Inyang S. U. Teaching Mentoring And Academic Staff Professional Competence in Universities // Educational Extracts 2018. Vol. VI, № 2. Р. 105–113.
24. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 202–230. DOI 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230. EDN XIYTOL.
25. Васецкая Н. О. Разработка модели компетенций научно-педагогических работников вуза // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 61–64. EDN YLGYCD.
26. Матвеева Ю. В. Развитие управленческих навыков у преподавателей вузов // Вестник Международного института рынка. 2015. № 2. С. 116–123. EDN VDKOUB.
27. Kremnickб M., Rovňanová L. Pedagogical Competences of University Teachers from the Student’s Perspective // Lifelong Learning. 2024. Т. 14, № 2. Р. 167–200. DOI 10.11118/lifele20241402167. EDN HXENWK.
28. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 5. С. 147–180. DOI 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180. EDN DQKMBA.
29. Осипов М. Ю. Основные пути повышения качества высшего образования в России // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2011. № 3. С. 36–39. EDN NMXAXN.
30. Амбарова П. А., Шаброва Н. В. Представления студентов о научном наставнике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023. Т. 16, № 4. С. 391– 408. DOI 10.21638/spbu12.2023.403. EDN COCREA.
31. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 43–52. EDN VAYAMR.
32. Гуров В. Н., Резванова И. Ю. Компетенции преподавателей вуза: мнение студентов // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 143–146. EDN JVTFBU.
Поступила: 26.05.2025
Опубликована: 05.12.2025





