Значимость научного капитала школьных учителей для реализации процесса профориентации в сфере предметов STEM
Научная статья
Аннотация
Литература
2. Sjaastad J. Correction to: ‘Sources of Inspiration: The Role of Significant Persons in Young People’s Choice of Science in Higher Education’ // International Journal of Science Education. 2011. Vol. 34, № 16. P. 2607–2608. DOI 10.1080/09500693.2011.617935.
3. Teachers’ Understanding and Operationalisation of ‘Science Capital’ / H. King, E. Nomikou, L. Archer, E. Regan // International Journal of Science Education. 2015. Vol. 37, № 18. P. 2987–3014. DOI 10.1080/09500693.2015.1119331.
4. “Science Capital”: a Conceptual, Methodological, and Empirical Argument for Extending Bourdieusian Notions of Capital Beyond the Arts / L. Archer, E. Dawson, J. DeWitt [et al.] // Journal of Research in Science Teaching. 2015. Vol. 52, № 7. P. 922–948. DOI 10.1002/tea.21227.
5. DeWitt J., Archer L., Mau A. Dimensions of Science Capital: Exploring its Potential for Understanding Students’ Science Participation // International Journal of Science Education. 2016. Vol. 38, № 16. Р. 2431–2449. DOI 10.1080/09500693.2016.1248520.
6. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 5. С. 147–180. DOI 10.17853/1994-5639-2022-5-147180. EDN DQKMBA.
7. Ефимова Г. З. Управление академическим развитием научно-педагогических работников в контексте дисциплинарных социологических теорий // Вестник университета. 2025. № 5. С. 217–232. DOI 10.26425/1816-4277-2025-5-217-232. EDN AMGRFV.
8. Хлыстов Е. А., Тураева И. Л. Научно-методическая компетентность преподавателя вуза как составляющая человеческого капитала // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 2 (118). С. 102–10DOI 10.24158/spp.2024.2.13.KhlystovE.A. EDN BOZQJH.
9. Science capital as a lens for studying science aspirations – a systematic review / S. Kontkanen, T. Koskela, O. Kanerva [et al.] // Studies in Science Education. 2024. Vol. 61, № 1. P. 89–115. DOI 10.1080/03057267.2024.2388931.
10. Comparing Students’ Engineering and Science Aspirations from Age 10 to 16: Investigating the Role of Gender, Ethnicity, Cultural Capital, and Attitudinal Factors / J. Moote, L. Archer, J. DeWitt, E. MacLeod // Journal of Engineering Education. 2020. Vol. 109, № 1. P. 34–51. DOI 10.1002/jee.20302.
11. “Anybody Can do Science if They’re Brave Enough”: Understanding the Role of Science Capital in Science Majors’ Identity Trajectories into and Through Postsecondary Science / A. J. Gonsalves, A. S. Cavalcante, E. D. Sprowls, H. Iacono // Journal of Research in Science Teaching. 2021. Vol. 58, № 8. P. 1117–1151. DOI 10.1002/tea.21695. EDN JCMYAN.
12. Kelley T. R., Knowles J. G. A conceptual framework for integrated STEM education // International Journal of STEM Education. 2016. Vol. 3, № 1. P. 1–11. DOI 10.1186/s40594-016-0046-z. EDN ZZOGGQ.
13. Kudenko I., Simarro C., Pintу R. Fostering European Students’ STEM Vocational Choices // Cognitive and Affective Aspects in Science Education Research. Selected Papers from the ESERA 2015 Conference / K. Hahl, K. Juuti, J. Lampiselkä [et al.]. Cham : Springer, 2017. P. 323–338. (Contributions from Science Education Research, Vol. 3). DOI 10.1007/9783-319-58685-4_24.
14. Klassen S. А theoretical framework for contextual science teaching // Interchange. 2006. Vol. 37, № 1-2. Р. 31–62. DOI 10.1007/s10780-006-8399-8.
15. Understanding employer engagement in education: theories and research / Eds. A. Mann, J. Stanley, L. Archer. London: Routledge, 2014. 288 p. DOI 10.4324/9781315779966.
16. Increasing High School Teachers Self-Efficacy for Integrated STEM Instruction through a Collaborative Community of Practice / T. R. Kelley, J. G. Knowles, J. D. Holland, J. Han // International Journal of STEM Education. 2020. Vol. 7, № 1. P. 1–13. DOI 10.1186/s40594-020-00211-w. EDN IMPWIA.
17. Glackin M. ‘Risky fun’ or ‘Authentic science’? How teachers’ beliefs influence their practice during a professional development programme on outdoor learning // International Journal of Science Education. 2016. Vol. 38, № 3. P. 409–433. DOI 10.1080/09500693.2 016.1145368.
18. Miguel D. S. L. The Relationship between Teachers Beliefs, Teachers Behaviors, and Teachers Professional Development: a Literature Review // International Journal of Education and Practice. 2019. Vol. 7, № 1. P. 10–18. DOI 10.18488/journal.61.2019.71.10.18.
19. Allen C. D., Penuel W. R. Studying Teachers’ Sensemaking to Investigate Teachers’ Responses to Professional Development Focused on New Standards // Journal of Teacher Education. 2014. Vol. 66, № 2. P. 136–149. DOI 10.1177/0022487114560646.
20. Makori H., Consuelo J. M., Bayer I. S. The Role of Habitus, Structure, and Agency in the Implementation of Science Reform Practices // Science Education. 2025. Vol. 109, № 4. P. 1129–1146. DOI 10.1002/sce.21973.
21. Understanding the process of changes in science beliefs and classroom practices from immersive research experience for science teachers / L. Hubbard, K. May, S. JackmanRyan [et al.] // International Journal of Research in Education and Science (IJRES). 2024. Vol. 10, № 2. P. 502–523. DOI 10.46328/ijres.3337. EDN JUAPKA.
22. Ventista O. M., Brown C. Teachers’ professional learning and its impact on students’ learning outcomes: Findings from a systematic review // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8, № 1. Р. 100565. DOI 10.1016/j.ssaho.2023.100565. EDN QIYPNV.
23. Арасланова А. А. Профориентационная работа: актуальные вызовы, этапы развития и современные проблемы // Человек. Социум. Общество. 2020. № 9. С. 4–10. EDN AKTDGN.
24. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределённости социума и рынков труда / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 72–85. DOI 10.24411/2307-4264-2020-10310. EDN CEYVRR.
25. Дроздов Н. А. Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2016. № 180. С. 68–72. EDN WZRCDP.
26. Лазарев В. С. О научных основаниях подготовки будущих педагогов к проектной деятельности // Педагогика. 2023. Т. 87, № 10. С. 5–15. EDN XSPWYC.
27. Кочемасова Л. А. Формирование педагогической культуры учителя будущего: взгляд на проблему с позиции науки и практики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2024. Т. 21, № 2. С. 19–32. DOI 10.17673/vsgtu-pps.2024.2.2. EDN CIRLPK.
28. Черникова И. Ю. Сотрудничество профильной школы и социальных партнеров региона // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2022. № 1 (64). С. 70–76. DO I 10.51944/20722516_2022_1_70. EDN BVXSWU.
Поступила: 15.06.2025
Опубликована: 05.12.2025





