Поколенческие ресурсы вузовских образовательных общностей и их влияние на развитие университетской науки

Научная статья
  • Дмитрий Юрьевич Нархов Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия d_narkhov@mail.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0104-7324
    SPIN 7787-0479
    ResearchID W-1675-2017
Выражение признательности
Исследование выполнено в рамках проекта «Межпоколенческие и внутрипоколенческие взаимодействия в российском университетском сообществе XXI в.: от кризиса к консенсусу» по гранту Российского научного фонда № 25-18-00206, URL: https://rscf.ru/project/25-18-00206/.
Для цитирования
Нархов Д. Ю. Поколенческие ресурсы вузовских образовательных общностей и их влияние на развитие университетской науки. — Социологическая наука и социальная практика, 2025. Т. 13. № 4. С. 103-126. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2025.13.4.5. EDN: SKKKMB

Аннотация

Задача активизации участия университетской науки в обеспечении устойчивого развития страны – актуализировать проблему поиска новых источников развития вузовской науки и её социального пространства. К таким источникам относятся ресурсы общностей вузов: образовательных – научно-педагогических работников, административно-управленческих работников, студенчества и поколенческих – молодого, среднего и старшего поколений. Цель статьи: анализ влияния поколенческих ресурсов вузовских образовательных общностей на развитие университетской науки. Методологическим основанием являются поколенческий, общностный и ресурсный подходы. Эмпирические данные получены на основании анализа статистики Минобрнауки РФ и мониторинга системы высшего образования, двух волн экспертных интервью с сотрудниками вузов Уральского федерального округа (общее количество информантов – 115). Разрабатывается структура поколений вузовских образовательных общностей, приводятся их количественные характеристики и распределения поколенческих групп в них. Объясняются причины преобладания среднего поколения над молодым и старшим в общностях сотрудников вузов. Показано сохранение недостаточной наукопригодности студенчества. Анализируется структура ресурсного потенциала образовательных общностей. На основании результатов экспертных интервью вскрыт дисбаланс научных ресурсов и сохранение условий для разрастания академических девиаций. Предложены типологические основания изучения характера влияния ресурсного потенциала поколенческих общностей и групп на развитие университетской науки и соответствующий инструмент – функциональный анализ поколений в вузе. Сформулировано заключение об ограниченности условий межобщностного ресурсного обмена и конвертации ресурсов в процессах научно-исследовательского взаимодействия общностей, сдерживающих развитие университетской науки. Сделан вывод о ресурсном потенциале поколенческих общностей как характеристике стратегического порядка, ядром которого является потенциал научных школ. Последние являются пространством оптимального взаимодействия образовательных и поколенческих общностей, в результате которого достигается синергетический эффект от совместного использования ресурсов разных поколений в научной деятельности.
Ключевые слова:
вузовские образовательные общности, научно-педагогические работники, административно-управленческие работники, студенчество, поколенческие общности, взаимодействие, поколенческие ресурсы, научные ресурсы, университетская наука

Биография автора

Дмитрий Юрьевич Нархов, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург, Россия
кандидат социологических наук, доцент

Литература

1. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе: монография / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, В. С. Каташинских [и др.] ; под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2018. 251 с. ISBN 9785-7741-0353-9. EDN MUBVSW.

2. Дежина И. Г. Научная политика в России в 2018–2022 гг.: противоречивые сигналы // Социологический журнал. 2023. Т. 29, № 2. С. 132–149. DOI 10.19181/socjour.2023.29.2.10. EDN FDBFDA.

3. Первый год реализации программы «Приоритет-2030»: позитивные результаты и проблемные направления университетов исследовательского трека / А. И. Гусева, В. М. Калашник, В. И. Каминский, С. В. Киреев // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 3. С. 9–25. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-3-9-25. EDN PQNXRI.

4. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции. М. : ИНИОН РАН, 2000. 164 с. ISBN 5-248-01334-8. EDN LAFQOX.

5. Pilcher J. Mannheim’s Sociology of Generations: An Undervalued Legacy // British Journal of Sociology. 1994. Vol. 45, № 3. P. 481–495. DOI 10.2307/591659. EDN BUKSWN.

6. Strauss W., Howe N. The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York : Morrow, 1991. 538 p.

7. Радаев В. В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М. : ВШЭ, 2019. 224 с. ISBN 978-5-7598-1985-1. DOI 10.17323/978-5-7598-1985-1. EDN STOTFS.

8. Омельченко Е. Л. Уникален ли российский случай трансформации молодежных культурных практик? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1 (149). С. 3–27. DOI 10.14515/monitoring.2019.1.01. EDN ZBJADZ.

9. Авраамова Е. М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 3. С. 78–95. DOI 10.19181/vis.2019.30.3.591. EDN QEJXSY.

10. Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование : монография / Ю. А. Зубок, О. А. Александрова, М. Б. Буланова [и др.] ; под общ. ред. Ю. А. Зубок ; ФНИСЦ РАН. Белгород : «Эпицентр», 2022. 360 с. ISBN 978-5-89697382-9. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-382-9.2022. EDN TENQIH.

11. Человеческий капитал российских профессионалов: состояние, динамика, факторы / Н. Е. Тихонова, Ю. В. Латов, Н. В. Латова [и др.] ; отв. ред. Н. Е. Тихонова, Ю. В. Латов ; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2023. 488 с. ISBN 978-5-89697-420-8. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-420-8.2023. EDN XFSFHH.

12. СТУДЕНТ 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала : монография / Л. Н. Банникова, О. Р. Белова, Л. Н. Боронина [и др.] ; под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург : УрФУ, 2017. 904 с. ISBN 978-5-32102540-6. EDN ZVQSDL.

13. Региональные особенности цифровизации высшего образования и образовательные стратегии студенчества / Н. М. Великая, Е. А. Ирсетская, Д. Ю. Нархов, Е. Н. Нархова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2024. Т. 17, № 6. С. 260–278. DOI 10.15838/esc.2024.6.96.14. EDN VDCZIY.

14. Тённис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии. М. : Фонд Университет ; СПб : Владимир Даль, 2002. 451 с. ISBN 5-93615-020-8.

15. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский ; общая ред. и посл. ак. А. М. Румянцева, пер. с польского М. М. Гуренко. М. : Прогресс, 1969. 237 с. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=6132&printmode (дата обращения: 25.02.2024).

16. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. М. : Акад. проект, 2003. 525 с. ISBN 5-8291-0232-3. EDN QOBZKN.

17. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М. : Наука, 1972. 240 с. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=1373 (дата обращения: 11.06.2025).

18. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности : монография. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2009. 304 с. ISBN 5-7741-0119-1. EDN QOKBWV.

19. Зборовский Г. Е. Избранное: 1972–2022. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2023. 749 с. ISBN 978-5-7741-0431-4. EDN QBDVAG.

20. Schultz T. W. Capital Formation by Education // Journal of Political Economy. 1960. № 68 (6). P. 571–583. DOI 10.1086/258393.

21. Becker G. S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70, № 5-2. P. 9–49. DOI 10.1086/258724.

22. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 5. С. 60–74. EDN OYUVRD. URL: https://ecsoc.hse.ru/2002-3-5/26593677.html (дата обращения: 15.06.2025).

23. Homans G. C. Social behavior: Its elementary forms. N.Y. : Burlingame: Harcourt, Brace & World Inc., 1961. 404 p.

24. Pfeffer J., Salancik G. R. The external control of organizations: A resource dependence perspective. N.Y. : Harper & Row, 1978. 300 p. ISBN 0-06-045193-9.

25. Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 5–16. EDN OOQPIH.

26. Тихонова Н. Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях // Социологические исследования. 2006. № 9 (269). С. 28–40. EDN OPCJZT.

27. Дроздова Ю. А. Ресурсный подход в исследовании территориальных общностей // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 1. C. 82–103. DOI 10.19181/vis.2019.28.1.557. EDN ZCILOX.

28. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мобилизация ресурсов научно-педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО) // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 60–71. DOI 10.31857/S013216250020845-2. EDN BCIOFX.

29. Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, В. С. Каташинских, Е. В. Кеммет // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 71–88. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-5-71-88. EDN AJWHUY.

30. Шелер М. Формы знания и общество. Сущность и понятие социологии культуры / М. Шелер ; пер. с нем. А. Н. Малинкин // Социологический журнал. 1996. № 1–2. С. 122–160. EDN UCMTNX.

31. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов / П. А. Амбарова, Н. В. Шаброва, Е. В. Кеммет, А. Н. Михайлова // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 7. С. 96–116. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116. EDN JQIVUL.

32. Пугач В. Ф. Ещё раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 3. С. 118–133. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-3-118-133. EDN TRAEQT.

33. Резник С. Д., Чемезов И. С. Менеджеры университета: теория, практика и эффективность организации личной работы / С. Д. Резник, И. С. Чемезов ; 2-е изд.е, перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2021. 306 с. ISBN 978-5-16-016498-4. DOI 10.12737/1168572. EDN WGSSHJ.

34. Посухова О. Ю. Роль профессиональных династий в академической среде российского общества // Власть. 2018. Т. 26, № 7. С. 89–95. DOI 10.31171/vlast.v26i7.5935. EDN XZCHID.

35. Исаев Д. П. О восприятии наставничества в научных династиях (по материалам интервью) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 63. С. 122–130. DOI 10.17223/1998863. EDN CNHPHD.

36. Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Тюрина И. О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М. : ФНИСЦ РАН, 2023. 383 с. ISBN 9785-89697-413-0. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-413-0.2023. EDN DMQCRN.

37. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Аномалии в поведении и взаимодействиях вузовских общностей как проблема зарубежных и отечественных исследований // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 3. С. 8–26. DOI 10.15593/22249354/2021.3.1. EDN MPPVYE.

38. Шаброва Н. В., Амбарова П. А. Публикационная активность студентов российских вузов // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 9. С. 171–196. DOI 10.17853/1994-56392023-9-171-196. EDN TDRBEQ.

39. Дремова О. В., Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. В поисках справедливости в университете: критика и оправдание практик академического мошенничества студентами // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 366–394. DOI 10.14515/monitoring.2020.4.972. EDN AKHHYJ.
Статья

Поступила: 23.06.2025

Опубликована: 05.12.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

Harvard
Нархов, Д. Ю. (2025) ’Поколенческие ресурсы вузовских образовательных общностей и их влияние на развитие университетской науки’, Социологическая наука и социальная практика, 13(4), сс. 103-126. doi: https://doi.org/10.19181/snsp.2025.13.4.5.
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП